Строительная механика и теория упругости

  •  Разработка теории методов расчета упругих элементов, приборов и машин (стержни, пластины, оболочки) при статических нагрузках. Упругие элементы (стержни, пластины, оболочки) имеют очень широкое применение в самых разных областях техники. Особенно широко они распространены в приборостроении, где используются в качестве акселерометров, частотных датчиков, механических низкочастотных фильтров, аккумуляторов механической энергии, в информационно-измерительных и мехатронных системах. Задачами, связанными с расчетом упругих элементов приборов, кафедра РК-5 занимается с 1950 года. За цикл работ по теории и методам расчета упругих элементов авиационных приборов и внедрение методик расчета в практику проектирования канд. техн. наук, доцент Л.Е. Андреева удостоена в 1978 году Государственной премии.
  •  Проектирование и расчет упругих чувствительных элементов, входящих в информационно-измерительные и управляющие системы. Расчет чувствительных механических элементов, предназначенных для передачи информации, требует нетрадиционных методов оценки их качества, так как они входят в системы передачи информации, где все элементы информационно-измерительных и управляющих устройств оцениваются по критериям теории информации. К таким нетрадиционным с точки зрения расчетов на «прочность» и жесткость упругих элементов задачам относятся оценки их качества с использованием терминов критериев теории информации. К ним можно отнести восстановление сигналов, проходящих через упругие чувствительные элементы, оценки искажения передаваемых сигналов (энтропия информации) из-за механических и диссипативных свойств материала упругих элементов и помех на входе. Поэтому разрабатывались метода расчета упругих элементов, позволяющие оценивать потери и искажения передаваемых сигналов (энтропию информации), вызванную как наличием случайных помех, так и физическими свойствами самих упругих элементов. Разработка численных методов расчета пространственно-криволинейных стержневых упругих элементов, приборов, машин и конструкций при статических нагрузках; численные метода исследования нетрадиционных задач устойчивости стержневых и оболочечных элементов конструкций с анализом бифуркаций состояния равновесия, когда потеря устойчивости может произойти относительно состояния равновесия, которое описывается нелинейными уравнениями.
  •  В области теории упругости кафедра занималась и занимается развитием теории и методов расчета при статических нагрузках трехмерных элементов конструкции. Разрабатывают методы решения задач статики элементов конструкций в линейной и нелинейной постановках. В основном разработка методов решения прикладных задач, относящихся к теории упругости, связана с проектированием различного типа сплошных амортизаторов для зашиты объектов от внешних воздействий (система амортизации транспорта, ракет, приборов, энергетического оборудования, автомобильных шин); с проектированием резинокордных оболочек.